Как сделать мозговой штурм абсолютно неэффективным
Мозговой штурм - метод поиска решения проблемы, при котором каждый выдвигает любую идею, какой бы глупой она не казалась. Это весело и полезно.
Единственное условие - соблюдение всех правил. Вот несколько популярных ошибок проведения мозгового штурма...
Отсутствие ясных целей
Такой мозговой штурм быстро запутается и заглохнет. Так ставьте цели правильно. Лучше всего выражать цель как вопрос. Кроме того, формулировка не должна быть слишком общей, иначе цель становится неопределенной.
Сравните: "Как нам добиться успеха?" или "Как нам повысить продажи в следующем месяце?".
Но и слишком детализировать вопрос не стоит, иначе "штурмовикам" не останется путей для размышления.
Как только цель сформулирована, пропишите ее на видном месте, чтобы она постоянно напоминала о себе и обсуждения не уводили участников в сторону (это очень важный момент).
Опять же, не стоит "мусолить" одну и ту же проблему долгое время. "На этот вопрос мы рассчитываем потратить 10 минут и выдать 30 идей" - тогда вы получите 4-5 действительно стоящих.
Неправильно сформированная группа
Если все участники - работники одного отдела, вы рискуете получить групповое мышление, характеризующееся безаальтернативностью решений, сдерживанием идей, самоцензурой, отсутствием запасных вариантов.
Отбирайте группу тщательнее. Не стоит набирать слишком большую, лучше всего - 6-12 человек, большой группой трудно управлять и фиксировать все варианты.
Обязательно разбавляйте группу несколькими неспециалистами, людьми, далекими от обсуждаемой темы - они имеют независимый взгляд и являются генераторами неожиданных "дурацких" идей. Неожиданные миксы работают: мужчины и женщины, старые и молодые, опытные и новички.
Босс - помощник
Не помещайте начальника, тем более властного, в брейнсторм-группу. Он будет приостанавливать и направлять обсуждение.
Если присутствие босса не избежать, лучше приставить независимого помошника - того, кто помешает ему доминировать.
В некоторых методиках есть советы проводить совещания сидя на полу или при свечах - это помогает уравнивать группу. Самый худший вариант - руководитель отдела, являющийся одновременно и ведущим, и цензором штурма.
Одна из самых главных ошибок современного мозгового штурма - текущая критика и приостановка обсуждения.
Как гласит одно из правил штурма: "Высказывай любые, даже самые абсурдные идеи". Любая идея, какой бы безумной она ни казалась, должна быть немедленно зафиксирована.
Это настолько важное правило, что требует особой строгости - ведь в активизации творческой активности и поиске неожиданных решений и заключается смысл брейншторминга.
Анализ малого числа идей
Еще одна ошибка - получив парочку идей, вы останавливаетесь.
Увеличивайте количество!
Потратьте больше времени на генерирование идей, а не на их обработку.
Мозговой штурм - одна из тех категорий, где известный принцип действует наоборот - количество заменяет качество.
Как у Дарвина - заселите Землю как можно большим числом видов, чтобы в результате естественного отбора остались самые лучшие.
Кроме того, насыщенность обсуждения абсурдными идеями не должна вас смущать - они заражают азартом и часто являются трамплином для других, хитовых идей.
Неправильное закрытие штурма
Часто говорят о проблеме "разогрева" участников штурма, но правильно его завершить - не менее важно.
Обязательно проанализируйте все идеи - без их продолжения, их результатов всем очень скоро надоест в этом участвовать.
Лучше всего заведите три колонки: "Применить", "Интересно" и "Не стоит" - и распределяйте на общем обсуждении все идеи. И тут же внедряйте колонку "Применить", иначе в следующий раз идеи не будут предлагать так рьяно.
Записывая, анализируя и систематизируя идеи, вы можете прийти к неожиданным и интересным комбинациям. Можно отбирать идеи принципом голосования - отметить только пять идей, показавшихся интересными.
Поблагодарите и отметьте каждого за их вклад. Выделите несколько идей, не обязательно самых эффективных - самые безумные и неожиданные тоже должны поощряться.
При правильном управлении мозговой штурм на сто процентов выполняет свою задачу - активизировать, мотивировать людей, а значит, повышать эффективность и придавать привычным методам ведения деловой политики новизну
Топ 10 лучших статей раздела
- Основы тайм менеджмента. 10 самых полезных инструментов.
- 19 Цитат великих мафиози
- Китайская традиция: 9 принципов управления
- Основные ошибки руководителя в управлении персоналом
- Как правильно мотивировать зарплатой?
- Куда уходят деньги? Виды расходов
- Чем опасно состояние многозадачности?
- Как научиться планировать
- Деловые коммуникации: Предупреждаем ошибки в общении 2
- Как сделать мозговой штурм абсолютно неэффективным