Я лучше нанял бы человека с энтузиазмом, чем человека, который все знает.

© Джон Дэвисон Рокфеллер

Как сделать мозговой штурм абсолютно неэффективным

kak_sdelat_mozgovoy_shturm_neeffectivnim_main

Мозговой штурм - метод поиска решения проблемы, при котором каждый выдвигает любую идею, какой бы глупой она не казалась. Это весело и полезно.

 

Единственное условие - соблюдение всех  правил. Вот несколько популярных ошибок проведения мозгового штурма...


 

Отсутствие ясных целей


Такой мозговой штурм быстро запутается и заглохнет. Так ставьте цели правильно. Лучше всего выражать цель как вопрос. Кроме того, формулировка не должна быть слишком общей, иначе цель становится неопределенной.

 

Сравните: "Как нам добиться успеха?" или "Как нам повысить продажи в следующем месяце?".

 

Но и слишком детализировать вопрос не стоит, иначе "штурмовикам" не останется путей для размышления.

 

Как только цель сформулирована, пропишите ее на видном месте,  чтобы  она постоянно напоминала о себе и обсуждения не уводили участников в сторону (это очень важный момент).

 

Опять же, не стоит "мусолить" одну и ту же проблему долгое время. "На этот вопрос мы рассчитываем потратить 10 минут и выдать 30 идей" - тогда вы получите 4-5 действительно стоящих.

 

kak_sdelat_mozgovoy_shturm_neeffectivnim_tekst_1

Неправильно сформированная группа


Если все участники -  работники одного отдела, вы рискуете получить групповое мышление, характеризующееся безаальтернативностью решений, сдерживанием идей, самоцензурой, отсутствием запасных вариантов.

 

Отбирайте группу тщательнее. Не стоит набирать слишком большую, лучше всего - 6-12 человек, большой группой  трудно управлять и фиксировать все варианты.

 

Обязательно разбавляйте группу несколькими неспециалистами, людьми, далекими от обсуждаемой темы - они имеют независимый взгляд и являются генераторами  неожиданных "дурацких" идей. Неожиданные миксы работают: мужчины и женщины, старые и  молодые,  опытные и новички.

 

kak_sdelat_mozgovoy_shturm_neeffectivnim_tekst_3

Босс - помощник


Не помещайте начальника, тем более властного, в брейнсторм-группу. Он будет приостанавливать  и направлять обсуждение.

 

Если присутствие босса не избежать, лучше приставить независимого помошника - того, кто помешает ему доминировать.

 

В некоторых методиках есть советы проводить совещания сидя на полу или при свечах - это помогает уравнивать группу. Самый худший вариант - руководитель отдела, являющийся одновременно и ведущим, и цензором штурма.

 

Одна из самых главных ошибок современного мозгового штурма - текущая критика и приостановка обсуждения.

 

Как гласит одно из правил штурма: "Высказывай любые,  даже самые абсурдные идеи". Любая идея, какой бы безумной она ни казалась, должна быть немедленно зафиксирована.

 

Это настолько важное правило, что требует особой строгости - ведь в активизации творческой активности и поиске неожиданных решений и заключается смысл брейншторминга.

 

kak_sdelat_mozgovoy_shturm_neeffectivnim_tekst_2

Анализ малого числа идей


Еще одна ошибка - получив парочку идей, вы останавливаетесь.

Увеличивайте количество!

 

Потратьте больше времени на генерирование идей, а не на их обработку.

Мозговой штурм - одна из тех категорий, где известный принцип действует наоборот - количество заменяет качество.

 

Как у Дарвина - заселите Землю как можно большим числом видов, чтобы в результате естественного отбора остались самые лучшие.

 

Кроме того, насыщенность обсуждения абсурдными идеями не должна вас смущать - они заражают азартом  и часто являются трамплином для других, хитовых идей.

 

kak_sdelat_mozgovoy_shturm_neeffectivnim_tekst_4

Неправильное закрытие штурма


Часто говорят о проблеме "разогрева" участников штурма, но правильно его завершить - не менее важно.

 

Обязательно проанализируйте все идеи - без их продолжения, их результатов всем очень скоро надоест в этом участвовать.  

 

Лучше всего заведите три колонки:  "Применить", "Интересно" и "Не стоит" - и распределяйте на общем обсуждении все идеи. И тут же внедряйте колонку "Применить", иначе в следующий раз идеи не будут предлагать так  рьяно.

 

Записывая, анализируя и систематизируя идеи, вы можете прийти к неожиданным и интересным комбинациям. Можно отбирать идеи принципом голосования - отметить только пять идей, показавшихся интересными.

 

Поблагодарите и отметьте каждого за их вклад. Выделите несколько идей, не обязательно самых эффективных - самые безумные и неожиданные тоже должны поощряться.

 

При правильном управлении мозговой штурм на сто процентов выполняет свою задачу - активизировать, мотивировать людей, а значит, повышать эффективность и придавать привычным методам ведения деловой политики новизну

2012-02-05 12:33:56
8050
Оставить комментарий